Интернет-травля – «КИБЕРБУЛЛИНГ»

Новые технологии не только упростили нам жизнь, но и добавили новых проблем, касаемых сферы социализации:

  • рассеивание внимания, формирующееся из навыка чтения коротких текстов и обилия «информационного шума», мешающего учиться разделять главное от второстепенного;
  • повышенная тревожность перед общением офлайн (в том числе из-за нехватки опыта последнего);
  • трудности в понимании и правильном отреагировании своих эмоций и чувств, поскольку общение «за экраном» не даёт нам полноценно пережить этот опыт;
  • появление новых, «сетевых», зависимостей, которые также относятся к аддиктивным расстройствам, как и алкоголизм, наркомания, токсикомания и пр.

Проблем множество, но сегодня нам хотелось бы остановиться на одной из самых актуальных: травле в интернете, или кибербуллинге.

Особую опасность он представляет для детей, поскольку у них ещё нет полноценно сформированных моделей поведения, особенно тех, которые могут позволить отстоять себя в психологически тяжёлой ситуации.

К нему могут относиться такие явления, как:

1) оскорбление (ввиду унизительных комментариев и обращений) в открытом публичном пространстве;

2) ведение фиктивной личной станицы в социальных сетях от имени жертвы и выкладывание на ней компрометирующей информации;

3) разглашение личной информации: размещение фотографий, рода деятельности и пр. с целью шантажировать или издеваться над жертвой;

4) распространение сплетен и очернение репутации в сети;

5) угроза физической расправы;

6) домогательство и открытое преследование (написанием многочисленных сообщений, комментариев со стороны «нападающего» лица);

7) социальная изоляция: исключение из разных сообществ и чатов (деловых и неформальных), блокировка в социальных сетях.

Есть 3 основных отличия между интернет-травлей и обычным буллингом, которые доказывают, что насилие в сети является более жестоким и ранящим по отношению к жертве.

Во-первых, при «нападении» агрессор может сохранить анонимность. Это является главной причиной возникновения так называемого «феномена растормаживания» у агрессора: не получая обратной эмоциональной связи и оставаясь безнаказанным, обидчик всё больше третирует жертву.

Во-вторых, нападение может произойти в любое время (а это значит, что ребёнок постоянно будет находиться в напряжении),

В-третьих, свидетелями травли может выступить достаточно большое количество пользователей;

В-четвёртых, есть возможность фальсификации данных, которую трудно будет опровергнуть.

Выделяют следующие мотивы кибербуллинга: 

  • стремление к превосходству, 
  • комплекс неполноценности, 
  • чувства зависти и мести, 
  • желание развлечься, 
  • конформизм (желание быть принятым в социальную группу путём обращения агрессии к «неугодному», по её мнению, члену),
  • проблемы в семье (есть несколько вариантов: ребёнок пытается своим поведением привлечь внимание родителей, поскольку они уделяют ему мало времени; ребёнок растёт во вседозволенности, родители не корректируют его стиль поведения; агрессивность и желание «отыграться» у подростка возникают вследствие жёсткого стиля воспитания родителями),
  • низкий уровень развития эмпатии,
  • отсутствие умения разрешать конфликты,
  • индивидуально-личностные характеристики индивида (например, наличие возбудимых и истерических черт у личности агрессора).

И всё же основная цель буллинга заключается в обыгрывании ролей подростками: пытаясь понять своё место в обществе, они начинают экспериментировать в общении, тем самым познавая рамки дозволенного. Также для него это будет возможностью отреагировать на агрессию по отношению к себе в реальной жизни и получить опыт агрессивного поведения. Так, подросток-жертва в школе может оказаться в новой для себя роли агрессора уже в социальных сетях.

Кибербуллинг оставляет глубокий негативный след на психическом здоровье жертвы: начиная с заниженной самооценки, которая влечёт за собой проблемы в социальной жизни, заканчивая предпринимаемыми попытками суицида (жертвы кибербуллинга пытаются свести счёты с жизнью в два раза чаще тех, кто не сталкивался с травлей в сети). Также кибер-хулиганство повышает уровень противоправного поведения.

Считается, что вмешательство – единственный работающий способ прекращения нападок агрессора. Необходимо проводить просветительные беседы родителями и детьми в области медиакомпетенций (плановый мониторинг использования компьютеров, установка инфа-фильтров, освоение настроек конфиденциальности и пр.), рассказывать учащимся, что они должны информировать школьных психологов и педагогов о случае кибер-хулиганства. И, конечно, родители должны уделять достаточно любви и внимания к своим детям, проводить с ними как можно больше свободного времени, чтобы кибер-буллинг не стал обыденным способом развлечения для подростка.

Время не стоит на месте, и человечество развивается вместе с ним, делая новые открытия и реализуя грандиозные идеи. Нам бы хотелось пожелать нашим читателям использовать эти знания с умом и только во благо себе и своему окружению!

С уважением Ваш, Четырёхлистный клевер.